Как повысить проходимость легкового автомобиля?

Содержание

Как повысить проходимость автомобиля?

Как повысить проходимость легкового автомобиля?

Нашего человека снегом не испугать. Уговаривать переобуться в зимнюю резину сегодня тоже не приходится — постоянно доносится цоканье шипов по расчищенному городскому асфальту. Да вот только не везде он есть, этот самый асфальт.

Сегодня речь о средствах повышения проходимости на заснеженных дорогах.

Не многие водители городской слякоти предпочитаю настоящую зиму — с сугробами, загородными вояжами, горнолыжными базами и так далее. Без подготовки на такие дороги выезжать и глупо, и опасно. В ряде случаев одной только зимней резиной не обойдешься — а в некоторые места вас просто не пустят! Нужно кое-что еще…

Траки для автомобильных колес

Когда колеса утонули в снегу (или в любом другом мягком грунте), давить на газ уже бесполезно. Сядете на брюхо, спалите сцепление — в общем, станет совсем плохо. Раньше я в таких ситуациях подкладывал под колеса все, что подвернется под руку, — доски, ветки и все остальное.

Но сегодня известно более цивилизованное решение — так называемые траки. Иногда их называют сэнд-траками, но суть от этого не меняется. Речь идет о профилированных пластинах из алюминия, стали или пластика — вариантов исполнения полным-полно.

От себя добавлю, что более тяжелые металлические траки при деформации можно выправить — в отличие от легких и ярких пластиковых, которые «ошибаются только один раз».

Пользоваться траками не очень сложно: достаточно подпихнуть изделие под закопавшееся ведущее колесо по направлению движения машины. Кстати, в ряде случаев мне приходилось использовать трак в качестве подставки под домкрат. Те, кому приходилось менять колесо на заснеженной дороге, меня поймут сразу. Кстати, совсем забыл — такие изделия не привязаны к марке автомобиля…

Советуем прочитать эти статьи:

УАЗы в 2019 году смогут заводиться при минус 50

Хонда Паспорт 2019

Джип Гладиатор 2020: все подробности о возрожденном пикапе

Цепи на автомобильные колеса

Цепь — это как раз такой «прибамбас», без которого на некоторые европейские дороги вас просто не пропустят. Конечно, можно их приобрести и где-то поближе к Альпам, но я предпочитаю готовиться к дальним поездкам заранее. Да и бюджет у меня не резиновый.

Автомобильные цепи противоскольжения — это что-то вроде чехла на сиденье автомобиля. Они обычно состоят из двух продольных цепей или тросов, проходящих по окружности колеса, которые соединяются поперечными цепями, повышающими проходимость автомобиля на снегу, льду и т.п.

Срок эксплуатации цепей априори выше, чем, скажем, у ремней или браслетов. Сразу напомню, что цепи не универсальны — их надо подбирать именно под ваш автомобиль. И если вы поменяете машину, то вполне возможно, что и с цепями придется попрощаться.

Кстати, если у вас стоит совсем уж низкопрофильная резина, то цепей под нее можно и не найти. Но кто же поедет в Альпы на низкопрофильных шинах?

Монтаж я бы не стал называть сложным — просто провести его надо до заезда на проблемный участок дороги. У меня на это уходит от силы десяток минут. «Снежные» цепочки монтируются одним приемом, а окончательная «посадка» происходит автоматически при движении автомобиля. Существуют еще и так называемые грязевые цепочки, но сегодня нас интересуют снежные просторы.

Хотя смысл очевиден: едем на дачу по асфальту — ничего надевать не нужно, съехали на раскисший участок с подъемами и склонами — можно и надеть. Кстати, все цепи помогают удерживать машину при встречных разъездах с наклоном дороги. Езда по бездорожью требует определенной культуры, поверьте! Добавлю, что у грязевых цепочек нет механизма самонатяжения, у них нечему засоряться. При этом они дешевле «снежных».

Из личного опыта скажу, что после установки грязевых цепей желательно выйти из машины буквально через десяток метров и дотянуть цепочку.

Между прочим, существуют еще дальние родственники цепей — так называемые композитные цепи. Иногда их называют сетками из-за характерного рисунка протекторной части. Их я рекомендую разве что для коротких заснеженных участков дороги: все-таки это не ахти какая надежная вещица. Впрочем, как отмечают мои коллеги, если у автомобиля дорогие легкосплавные колеса, то повредить их цепями гораздо проще, чем сетками. Не стану с этим спорить.

Браслеты на автомобильные колеса

Браслеты на колеса — этого своего рода цепь, распиленная на куски — издали можно и перепутать! На каждое колесо их надевают по 5–6 штук, хотя чтобы выкарабкаться из снежной ловушки, порой достаточно и одного-единственного. По своему опыту знаю, что браслеты можно монтировать как заранее, так и уже «после того» — хотя последнее, конечно, тяжелее. Кстати, тут кашу маслом не испортишь: чем больше браслетов на колесе, тем лучше. Но изнашиваются они сильнее, чем классическая цепь.

Приобретая браслеты, обязательно посоветуйтесь с продавцом: на некоторые колеса их надеть не удастся. Такое случается, если, к примеру, щели в них слишком узкие, а также если колесо само по себе такое маленькое, что браслет начнет цеплять за суппорт.

На особую плавность хода с браслетами надеяться не стоит. Зато по снегу они гребут уверенно — проверял лично на разных машинах. Замечу, что браслеты обладают неплохой универсальностью: точный типоразмер при покупке и не нужен. Один комплект подходит для всех легковых автомобилей, второй — на все кроссоверы, третий — на внедорожники. Разница в длине ремня и количестве звеньев. Но в целом браслеты можно назвать самыми демократичными помощниками начинающего «проходимца»: особые познания при их выборе, честно говоря, не нужны.

Ремни на колеса автомобиля

Ремни на колеса — это, как и браслеты, тоже младшие братья цепей. Обычно их делают из какой-то синтетики — чаще всего из полиуретана. Впрочем, мне приходилось видеть и пластиковые изделия с металлическими грунтозацепами — вариантов исполнения довольно много. Отдельные изготовители используют термин «накладка» — на мой взгляд, это практически тот же пластиковый аксессуар, имеющий иной внешний вид. Но в любом случае от цепей и браслетов их отличает меньшая прочность.

В целом я бы их причислил, скорее, к симпатичным обитателям багажника, чем к суровым бойцам против бездорожья. Хотя для подарка под елку — идеальная штука: симпатичная и при этом отнюдь не бесполезная. Нужно только помнить, что установить их, как и браслеты, можно не на всякое колесо. Я всем своим знакомым постоянно напоминаю: если на колесе узкие прорези или если типоразмер колеса таков, что любой ремень начнет цепляться за суппорт, то от покупки придется отказаться.

Вот, вкратце, и все, что я хотел сказать про основные современные способы повышения проходимости автомобиля. Удачи на заснеженных дорогах!

Источник: zr.ru

Источник: http://mir-auto24.ru/kak-povysit-proxodimost-avtomobilya/

Как увеличить проходимость машины

Как повысить проходимость легкового автомобиля?

Если поздней осенью или ранней весной съехать с дороги на обычной машине, то можно сразу завершить путь. Т.к. под колесами окажется непроходимая грязь. Расскажем — как справиться с бездорожьем и улучшить проходимость автомобиля.

Что делать

Есть несколько способов, чтобы улучшить проходимость машины: временные и постоянные. К временным относят установку цепей противоскольжения, ремней на колёса. Т.е. их одевают только перед проездом трудного участка, всё остальное время они могут лежать в багажнике.

Другой способ — изменение параметров авто, чтобы постоянно увеличить проходимость. На неё влияют:

  • Дорожный просвет, лифт подвески;
  • Шины и диаметр колеса;
  • Углы съезда, въезда, а также угол рампы (что это такое?);
  • Мощность и тип двигателя;
  • Наличие полного привода, дифференциалов, блокировок.

Рассмотрим каждый пункт подробнее. Чем выше клиренс автомобиля, тем лучше его проходимость по бездорожью. Если он маленький — машина застрянет или просто повиснет на препятствии. Дорожный просвет (клиренс) — расстояние от земли до самой нижней точки на днище машины. Как правило, самая нижняя точка у авто — защита двигателя, задний мост, рычаги подвески.

Способы улучшить проходимость

Самый простой — поставить большие колёса. Можно изменить диаметр диска на более высокий или поставить покрышки с увеличенной боковиной. Главное, чтобы общий диаметр колеса был больше прежнего. Иногда для установки больших колёс приходиться резать арки.

Увеличение дорожного просвета влияет на значения угла съезда и выезда, а также рампы. Угол рампы зависит от конструкции машины, изменить его прямым образом нельзя. Поэтому короткие авто (трехдверки) на бездорожье более предпочтительны. Углы выезда и заезда меняют установкой новых бамперов.

Также на эти параметры влияет лифт подвески — а именно увеличение клиренса за счет установки новых пружин, амортизаторов, мостов. Самый простой способ — установка разных проставок под пружины (или межвитковых буферов). Узнать, как ещё сделать лифт подвески можно из данной статьи.

Автомобиль с полным приводом обладает большей проходимостью. Следует знать, что полный привод бывает разный: постоянный, подключаемый, имитация. В любом случае, покупка машины с приводом 4х4 поможет на бездорожье.

Если нельзя объехать препятствие, то для начала его нужно оценить. Для этого выходим из машины и смотрим. Если на бездорожье видим глубокие колеи от трактора или подобной техники, то сразу ищем пути обхода. В такой грязи застрянет кроссовер и даже большой джип без специальной подготовки. Не надейтесь, что сможете проскочить ходом, вы тем самым только усугубите проблему. Придется на середине пути бежать за трактором. Автомобиль будет в грязи, сами испачкаетесь — одни сплошные минусы. А стоило всего лишь оценить свои силы и возможности машины.

Если препятствие небольшое, например находится в самой низине, его берут ходом. Но лучше заранее оценить ситуацию, найти оптимальные пути движения. Не бойтесь выйти из автомобиля на минуту и все рассчитать, потом сэкономите время. Главное во время штурма бездорожья ходом, нужно не сбавлять «газу». Только отпустили газ в середине пути — и на 90% застряли.

Если двигаетесь по дороге колонной, то старайтесь не прокатывать одну колею. Пара проехавших машин продавливают грунт, а следующие за ними уже могут угодить в ловушку. Во время движения держите такую дистанцию, чтобы труднопроходимые участки можно было штурмовать с предварительным разгоном.

Двигаясь по затопленному лугу, помните, что на высокой скорости автомобиль толкает перед собой волну. Вода, попав в двигатель, может спровоцировать гидроудар (что такое гидроудар). После форсирования водных преград визуально проверьте состояние авто, и обязательно просушите тормоза.

Заболоченные участки предварительно обследуйте на предмет проходимости. В сомнительных местах набросайте на пути следования ветки, доски или любые подручные предметы, способные увеличить сцепление шин с грунтом. Двигайтесь плавно, не допуская рывков, в противном случае есть шансы уложить автомобиль на «брюхо» — тогда без посторонней помощи не выбраться.

В каких-то случаях пригодится буксировочный трос, где-то придется воспользоваться лебедкой. Ее можно зацепить за другую машину, уверенно стоящий на грунте, или использовать растущие неподалеку деревья. При этом стропу надо расположить ближе к земле, потому что слабая корневая система и раскисший грунт могут не выдержать нагрузки, вследствие чего дерево упадет на авто.

Источник: https://amastercar.ru/blog/vesennee-bezdorozhe-kak-vyzhit.html

Как повысить проходимость автомобиля? Решение есть — и не одно!

Как повысить проходимость легкового автомобиля?

Нашего человека бездорожьем или снегом не испугать. Уговаривать переобуться на зимнюю резину сегодня тоже не приходится — постоянно доносится цоканье шипов по расчищенному городскому асфальту. Да вот только не везде он есть, этот самый асфальт. Куда лучше городской слякоти настоящая зима — с сугробами, загородными вояжами, горнолыжными базами и так далее. Но без подготовки на такие дороги выезжать и глупо, и опасно. В ряде случаев одной только зимней резиной не обойдешься — а в некоторые места вас просто не пустят! Нужно кое-что еще…

Читайте также  Что означает маркировка на дисках автомобиля?

Траки

Сэнд-траки, они же антипробуксовочные ленты, они же «трапики»… Суть одна: они позволяют колесам зацепиться за твердую поверхность и покинуть сложный участок дороги. Самые доступные — пластиковые, попрочнее — композитные, а еще есть алюминиевые. Последние можно использовать для организации опоры для чего-либо полезного.

Сэнд-траки, они же антипробуксовочные ленты, они же «трапики»… Суть одна: они позволяют колесам зацепиться за твердую поверхность и покинуть сложный участок дороги. Самые доступные — пластиковые, попрочнее — композитные, а еще есть алюминиевые. Последние можно использовать для организации опоры для чего-либо полезного.

Средства повышения проходимости

Сэнд-траки (противобуксовочная лента)

Когда колеса утонули в снегу (или в любом другом мягком грунте), давить на газ уже бесполезно. Сядете на брюхо, спалите сцепление — в общем, станет совсем плохо. Раньше я в таких ситуациях подкладывал под колеса все, что подвернется под руку, — доски, ветки и остальное.

Но когда застреваешь в чистом поле и в багажнике автомобиля ничего «спасательного» нет, да и негде искать ветки и доски, то на помощь придут автомобильные траки, они же антибуксы! Иногда их называют сэнд-траками, но суть от этого не меняется. Речь идет о профилированных пластинах из алюминия, стали или пластика — вариантов исполнения полным-полно.

Более тяжелые металлические траки при деформации можно выправить — в отличие от легких и ярких пластиковых, которые «ошибаются только один раз».

Пользоваться траками не очень сложно: достаточно подпихнуть изделие под закопавшееся ведущее колесо по направлению движения машины. Кстати, в ряде случаев удается использовать трак в качестве подставки под домкрат. Те, кому приходилось менять колесо на заснеженной дороге, поймут сразу. Кстати, такие изделия не привязаны к марке автомобиля…

Цепи

Цепи противоскольжения

Цепь — это как раз такой «прибамбас», без которого на некоторые европейские дороги вас просто не пропустят.

https://www.youtube.com/watch?v=Dsex8SudgzU

Автомобильные цепи противоскольжения — это что-то вроде чехла на сиденье автомобиля. Цепи состоят из продольных тросов, соединяемых между собой звеньями, общий рисунок напоминает соту, именно благодаря такому рисунку достигается плавность хода и появляется возможность удерживать авто на уклонах.

Срок эксплуатации цепей априори выше, чем, скажем, у ремней или браслетов. Сразу напомним, что цепи не универсальны — их надо подбирать именно под ваш автомобиль. И если вы поменяете машину, то вполне возможно, что и с цепями придется попрощаться. Кстати, если у вас стоит совсем уж низкопрофильная резина, то цепей под нее можно и не найти.

Но кто же поедет в Альпы на низкопрофильных шинах?

Монтаж желательно провести до заезда на проблемный участок дороги. «Снежные» цепочки монтируются одним приемом, а окончательная «посадка» происходит автоматически при движении автомобиля. Существуют еще и так называемые грязевые цепочки, именно их рекомендуется использовать на просторах нашей родины! С ними не страшны ни лед, ни снег, ни глина, ни песок!.

Хотя смысл очевиден: едем на дачу по асфальту — ничего надевать не нужно, съехали на раскисший участок с подъемами и склонами — можно и надеть. Кстати, все цепи помогают удерживать машину при встречных разъездах с наклоном дороги. Езда по бездорожью требует определенной культуры, поверьте! Добавим, что у грязевых цепочек нет механизма самонатяжения, у них нечему засоряться. При этом они дешевле «снежных».

Кстати, после установки грязевых цепей желательно выйти из машины буквально через десяток метров и дотянуть цепочку.

Между прочим, существуют еще дальние родственники цепей — так называемые композитные цепи. Иногда их называют сетками из-за характерного рисунка протекторной части. Они подходят разве что для коротких заснеженных участков дороги: все-таки это не ахти какая надежная вещица. Впрочем, как отмечают мои коллеги, если у автомобиля дорогие легкосплавные колеса, то повредить их цепями гораздо проще, чем сетками. Не стану с этим спорить.

Как правило, достаточно купить один комплект цепей, в который входит две цепочки на одну ось. Но если у вас полноприводной автомобиль, а впереди очень сложный участок дороги, то можно переобуть все колеса!

Из минусов цепей отметим следующие. Они привязаны к конкретному типоразмеру колеса. У них высокая цена. Наконец, устанавливать их надо до того, как машина засела. Цена комплекта на легковой автомобиль — от 2100 ₽, на внедорожник — от 4800 ₽. Все зависит от колеса, производителя и удобства монтажа. Впрочем, монтаж цепей прост, никаких поддомкрачиваний или наездов на расстеленную цепь не требуется. Всё монтируется на стоящем автомобиле, справится и подросток.

Браслеты

Простейшее приспособение — аварийный хомут для колеса. С его помощью становится проще преодолевать сложный дорожный участок или, скажем, выбираться из снежного сугроба. Рекомендуемое число таких хомутов — пять штук на колесо. Основной недостаток — одноразовость (в крайнем случае — «двухразовость»).

Цена: 140 ₽Простейшее приспособение — аварийный хомут для колеса. С его помощью становится проще преодолевать сложный дорожный участок или, скажем, выбираться из снежного сугроба. Рекомендуемое число таких хомутов — пять штук на колесо. Основной недостаток — одноразовость (в крайнем случае — «двухразовость»).

Цена: 140 ₽

Аварийный хомут для колеса

Браслеты на колеса — это самое популярное решение. Фактически это своего рода цепь, распиленная на куски, — издали можно и перепутать! На каждое колесо их надевают по 3–4 штуки, хотя порой достаточно и одного-единственного, чтобы выкарабкаться из снежной ловушки. Браслеты можно монтировать как заранее, так и уже «после того» — хотя последнее, конечно, тяжелее. Кстати, тут кашу маслом не испортишь: чем больше браслетов на колесе, тем лучше. Но изнашиваются они сильнее, чем классическая цепь.

Приобретая браслеты, обязательно посоветуйтесь с продавцом: на некоторые колеса их надеть не удастся. Такое случается, если, к примеру, щели в них слишком узкие, а также если колесо само по себе такое маленькое, что браслет начнет цеплять за суппорт. Не стоит монтировать браслеты и на «штамповку», а также вблизи вентиля.

На особую плавность хода с браслетами надеяться не стоит. Зато в снегу они гребут уверенно. Заметим, что браслеты обладают неплохой универсальностью: точный типоразмер при покупке и не нужен. Один комплект подходит для всех легковых автомобилей, второй — на все кроссоверы, третий — на внедорожники. Разница — в длине ремня и количестве звеньев. Но в целом браслеты можно назвать самыми демократичными помощниками начинающего «проходимца»: особые познания при их выборе, честно говоря, не нужны.

К минусам браслетов можно отнести отсутствие комфорта в движении, нагрузку на подвеску и, при недостаточном уходе и неправильной эксплуатации, возможность обрыва со всеми вытекающими последствиями.

Подобрать комплект просто — достаточно знать класс автомобиля и определиться с необходимым количеством сегментов, если знать еще и типоразмер — вообще огонь! Разница в цене, как правило, обусловлена качеством замка, надежностью стропы, наличием защиты дисков. Вот тут сильно экономить не рекомендуем, ведь неудобный крепеж попьет крови при монтаже и через какое-то время может лишиться основной функции — быть замком!

Да, и еще. В Европе, в тех местах, где стоит знак, запрещающий движение без цепей противоскольжения, браслеты не помогут. Это наше, российское изобретение, которое не считается цепями.

Ремни и накладки

В таком комплекте — 12 итальянских полиуретановых ремней. Так сказать, для любителей эстетики… Цена: 6700 ₽В таком комплекте — 12 итальянских полиуретановых ремней. Так сказать, для любителей эстетики… Цена: 6700 ₽Польские накладки противоскольжения на колеса Taurus Easy Drive — это более симпатичные, более надежные, но и более дорогие родственники автомобильных хомутов. Комплект не заменяет полноценных цепей противоскольжения, однако с его помощью гораздо проще добраться до дороги с хорошим покрытием.

В комплекте — 10 накладок, выдерживающих морозы до минус 35 градусов С. Вообще говоря, они одноразовые, но на практике держатся подольше. Цена: 1990 ₽Польские накладки противоскольжения на колеса Taurus Easy Drive — это более симпатичные, более надежные, но и более дорогие родственники автомобильных хомутов. Комплект не заменяет полноценных цепей противоскольжения, однако с его помощью гораздо проще добраться до дороги с хорошим покрытием. В комплекте — 10 накладок, выдерживающих морозы до минус 35 градусов С.

 Вообще говоря, они одноразовые, но на практике держатся подольше. Цена: 1990 ₽

Колесные ремни NEW PUT&GO Jeko

Накладки противоскольжения на колеса Taurus Easy Drive

Ремни на колеса — это, как и браслеты, тоже младшие братья цепей. Обычно их делают из какой-то синтетики — чаще всего из полиуретана. Впрочем, мне приходилось видеть и пластиковые изделия с металлическими грунтозацепами — вариантов исполнения довольно много. Отдельные изготовители используют термин «накладка» — на мой взгляд, это практически тот же пластиковый аксессуар, имеющий иной внешний вид. Но в любом случае от цепей и браслетов их отличает меньшая прочность.

В целом я бы их причислил, скорее, к симпатичным обитателям багажника, чем к суровым бойцам против бездорожья. Хотя для подарка под елку — идеальная штука: симпатичная и при этом отнюдь не бесполезная. Нужно только помнить, что установить их, как и браслеты, можно не на всякое колесо. Я всем знакомым постоянно напоминаю: если на колесе узкие прорези или если типоразмер колеса таков, что любой ремень начнет цепляться за суппорт, то от покупки придется отказаться.

фирмы-производители

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/919841-kak-povysit-prokhodimost-avto/

Как улучшить проходимость Нивы » 100% эффект

Как повысить проходимость легкового автомобиля?

Все любители бездорожья, да и не только, знакомы с таким термином, как проходимость автомобиля. Обычно под ним подразумевается способность машины преодолевать всевозможные препятствия, возникающие на ее пути. Этот термин чаще всего используется применительно к внедорожникам, однако такие понятия, как проходимость мотоцикла, квадроцикла и уж тем более вездехода также имеют место быть.

Под препятствиями может подразумеваться все что угодно: обычная грязь, различные неровности, броды, заросли, заболоченные участки, снег и т.д. Транспортные средства повышенной проходимости обладают рядом особенностей, позволяющих им преодолевать бездорожье гораздо увереннее, чем обычным автомобилям. Именно об этих особенностях, а точнее о факторах, влияющих на проходимость, мы и поговорим.

Что такое клиренс, зачем и как его увеличить?

По соотношению цены и качества «Нива» гораздо демократичнее и комфортнее большинства бюджетных зарубежных внедорожников. Прибавьте к этому сравнительно малый вес машины, простоту и даже в какой-то степени примитивность конструкции, отличную ремонтопригодность и большой выбор запасных частей — и получится идеальная модель для самостоятельной модернизации. Превратить «Ниву» в безупречную машину для экстремальных погодных и дорожных условий можно, не тратя баснословных денег и большого количества времени.

В качестве одного из самых доступных и эффективных способов улучшения проходимости автомобиля многие автовладельцы рассматривают увеличение клиренса. Клиренсом называют дорожный просвет или расстояние от поверхности дорожного полотна до самой нижней точки центральной части авто.

Чем больше этот просвет, тем большего диаметра колеса можно установить на машину, однако не все так просто. Каждый автомобиль имеет свой определенный предел возможностей увеличения дорожного просвета за счет увеличения диаметра колеса.

Для «Нивы» без дополнительных доработок и конструктивных изменений самыми оптимальными являются колеса, размер которых соответствует 235/75-R15.

Если вы попробуете увеличить предельно допустимый размер, неизбежно получите целый комплект проблем, а главное, колеса не по размеру начнут цеплять все детали корпуса, расположенные под рамами. Придется решать вопросы с переделкой полуосей, приводов, искать и устанавливать подходящую КПП и распредкоробку… Такой «тюнинг» по стоимости может выйти дороже самой машины.

Назад

Как улучшить проходимость внедорожника? Пособие для начинающих

Многие новички-автолюбители, побывав однажды на внедорожных соревнованиях, загораются идеей: я тоже так хочу. И не представляют себе еще, с какими затратами во времени и средствам, с какими техническими проблемами им придется столкнуться. Ведь для серьезных трофийных соревнований нужен подготовленный автомобиль, а для категорий ТР2-ТР3 внедорожник придется практически «строить» заново. Да-да, именно строить.

Эта статья немного разъяснит, какие изменения, доработки, улучшения нужно произвести с авто, чтобы на трофи-рейде не выглядеть «желторотым птенцом», завязнув «намертво» в первой же луже.

Пару слов о выборе автомобиля. Если вы хотите немного погонять по бездорожью, но не планируете участвовать в соревнованиях и развивать свой автомобиль, постепенно переходя во все более жесткий класс: от «Туризма» к ТР1, далее в ТР2 и ТР3, то вам подойдет практически любой внедорожник, на ваш вкус. Но если есть стремление заделаться настоящим джипером и, дорабатывая своего «коня» стремиться к ТР3, то берите сразу же выносливую рамную машину. Да простят меня «Нивоводы» и другие владельцы кроссоверов, но внедорожник без рамы гораздо сложнее апгрейдить до серьезного уровня, нежели рамную машину.

Читайте также  Что такое антипробуксовочная система в автомобиле?

С чего же начать подготовку авто к бездорожью?
Главное во внедорожнике — это проходимость и одним из важнейших составляющих этой самой проходимости является клиренс. Клиренс увеличивают за счет установки шин большего диаметра и лифтовки авто. Эти манипуляции взаимосвязаны, так как не лифтуя машину, установить шины для бездорожья существенно большего диаметра сложно.

Начнем с лифтовки. О ней на сегодняшний день написаны целые труды, горы трудов. И при этом, сам процесс вроде бы элементарен. Кузов автомобиля с помощью специальных проставок поднимается над рамой — так называемая, лифтовка кузова.

Или же меняются элементы подвески — лифтовка подвески. Ну или объединение этих двух способов, а результат — получаем максимальный лифтинг. После грамотно проведенных манипуляций можно впихнуть просто огромные внедорожные «катки». Но не стоит забывать и о негативных последствиях проведения таких процедур: поднимая центр тяжести вы снижаете управляемость авто на дорогах с твердым покрытием. Возросшие массы просто «убивают»подшипники, шаровые опоры и прочие детали ходовой части. Возрастает расход топлива. Да, за увеличившуюся проходимость нужно платить. Поэтому, все хорошо в меру.

При определении размера ваших будущих колес учтите что максимальный размер колес ограничивается: прочностью трансмиссии, передаточным числом мостов и мощностью двигателя вашего автомобиля, но обычно грань допустимого размера устанавливаемых колес ограничивается прочностью трансмиссии.

На пониженной передаче даже не особо маломощный двигатель может легко обломать полуось колеса на крутом подъеме либо если колесо зажато камнем, стволом дерева и так далее. К примеру, на LandRover «Defender» с двигателем в 2,4 литра (турбо дизель) — мощность силового агрегата в 30 раз превосходит прочность трансмиссии — об этом писали в журнале «Автопилот» № 10 1997г.

Естественно, чем больше размер колес, тем больше нагрузка на трансмиссию. Именно по этой причине не рекомендуется увеличивать размер колес более чем на 20-30% от максимальных, предусмотренных производителем. В противном случае следует изменять трансмиссию.

Также один из «подводных камней» увеличения размера колес — это недостаток крутящего момента, подающегося к колесам. При недостаточном крутящем моменте вашего мотора преимущества, полученные от больших колес, практически сходят на нет. После установки «катков» у вас не должно возникать проблем с троганьем на первой передаче или в повороте колес, завязнувших в ил или в глину на первой пониженной передаче.

А еще следует учитывать то, что передние колеса при повороте могут упираться в раму автомобиля или элементы рулевого механизма. Подбор опытным путем и советы бывалых троферов помогут вам избежать неприятностей на этом этапе.

Возможно, что вам придется подрезать крылья. Разумеется, такой способ нельзя назвать лифтингом, но тем не менее, за счет подрезания можно увеличить размер применяемых шин.

Свесы. Если вы решили идти дальше, чем ТР1, то стоит подумать о доработке свесов. При большой длине базы автомобиля и длинных свесах, большое расстояние от земли до рамы более необходимо для успешного преодоления неровностей, чем у короткобазового авто. Длинные и низко висящие свесы будут все время цеплятьгрунт при въездах на крутые горки, при преодолении бугров и канав. Так что, в любом случае, свесы лучше доработать, сведя их к минимуму.

Будем считать, что с колесами и лифтовкой мы разобрались. Теперь у вас автомобиль на широких шинах увеличенного размера, а клиренс позволяет преодолевать колеи, бревна и кочки. Но это еще не все. Настоящий внедорожник обязательно должен иметь выведенный на крышу воздухозаборник двигателя шноркель.

Источник: https://xn----8sban6b6a.xn--p1ai/kuplya-prodazha/kak-uvelichit-prohodimost-peredneprivodnogo-avtomobilya-nissan.html

Как повысить проходимость автомобиля ч.1

Как повысить проходимость легкового автомобиля?

Проходимость автомобиля – способность автомобиля двигаться в тяжёлых дорожных условиях и по бездорожью, используя колесо в качестве движителя.

Повышение проходимости автомобиля

Потребность в повышении проходимости автомобиля возникает у многих водителей. Дальше будут рассмотрены различные способы повышения проходимости автомобилей. Следует заметить, что некоторого улучшения проходимости автомобиля можно достичь достаточно простыми способами.

Повышение проходимости автомобиля – выполнение ряда конструктивных мероприятий направленных на решение следующих задач:

  • Уменьшение сопротивления качению при движении по дорогам без твёрдого покрытия
  • Увеличение силы тяги на ведущих колёсах и увеличение сцепления ведущих колёс
  • Увеличение геометрической проходимости
  • Обеспечение работоспособности узлов и агрегатов автомобиля при преодолении различных препятствий и водных преград

Как видим инженерные задачи, и конструктивные мероприятия по повышению проходимости автомобиля не предусматривают установку лебёдки и проч. Связано это с тем, что лебёдка не повышает проходимость автомобиля как транспорта, использующего колесо в качестве движителя.

Лебёдка (лопата, топор, домкрат, трапы, буксировка и проч.) относится к системам спасения застрявшего автомобиля. Сюда же можно отнести вызов вертолёта «Чинук» и прочую экзотику.

Уменьшение сопротивления качению при движении по дорогам без твёрдого покрытия

Уменьшение сопротивления качению при движении по дорогам без твёрдого покрытия решается несколькими способами.

На этапе конструкторской проработки выбирается размер колеи автомобиля. Для уменьшения сопротивления качению по мягким грунтам и снежной целине ширина колеи всех мостов автомобиля должна быть одинаковой.

При движении по дорогам без твёрдого покрытия большое значение имеет соответствие колеи автомобиля той ширине дорожной колеи, которая образуется на грунтовой дороге при движении остального транспорта.

Нередко конструкторы согласуют ширину колеи легких вездеходов и джипов с шириной колеи основных грузовых автомобилей. Кстати, основной джип Второй Мировой войны имел узкую колею, которая не соответствовала ширине колеи остального транспорта того времени. Размеры джипа были заданы исходя из возможностей транспортной авиации и флота того времен. Это делало джип удобным для переброски на большие расстояния, однако весьма негативно сказывалось на его проходимости по колеям грунтовых дорог.

Узкая колея этого джипа никак не сказывалась на проходимости по каменистым дорогам, по полям и по разбитым дорогам с усовершенствованным покрытием.

Водитель обычно не имеет возможности повлиять на колею своего автомобиля. Вообще регулировать колею в процессе эксплуатации можно только на некоторых моделях колёсных тракторов, приноравливая её к ширине посевов различных культур.

Тем не менее, уменьшить сопротивление качению можно другим способом. Сопротивление качению уменьшается с увеличением диаметра колеса. Поэтому, установив на автомобиль колёса большого диаметра, водитель несколько снижает сопротивление качению.

Существуют и другие способы снижения сопротивления качению, однако они на автомобилях повышенной и высокой проходимости не применяются.

Установка колёс большого диаметра не только снижает сопротивление качению, но и увеличивает дорожный просвет – клиренс автомобиля.

Увеличение силы тяги на ведущих колёсах и увеличение сцепления ведущих колёс

Увеличение силы тяги на ведущих колёсах и увеличение сцепления ведущих колёс – вот первое, что стремиться сделать каждый водитель, если желает увеличить проходимость своего автомобиля.

Существует громадное количество методов повышения проходимости автомобилей путём увеличения сцепления ведущих колёс с дорогой. Рассмотрение этих методов удобно начать с простейших.

Одним из самых простых и эффективных способов повышения проходимости автомобиля на скользких, зимних, снежных или глинистых дорогах является использование цепей противоскольжения.

Цепи противоскольжения

Цепи противоскольжения придуманы, сконструированы, выпускаются и применяются довольно давно.

Цепи противоскольжения могут одинаково успешно применяться зимой и летом.

В тех странах, где существует запрет на использование зимней резины с шипами противоскольжения, цепи противоскольжения являются единственным вариантом при движении по заснеженным и труднопроходимым участкам дорог.

Цепи противоскольжения могут оказаться чуть ли ни единственным средством повышения проходимости легкового автомобиля, который большую часть времени проводит на городских дорогах и на скоростных шоссе.

Цепи противоскольжения оказываются полезными в типичной ситуации, когда водитель на летней резине в хорошую погоду отправился на пикник или на шашлыки. Для того чтобы добраться до места отдыха обычно нужно съехать с шоссе и по полевой дороге подъехать к водоёму или выехать на полянку на окраине леса. По сухой дороге проехать несколько сотен метров от шоссе не составляет никакого труда.

Если к концу дня пройдёт гроза с сильным дождём, то выбраться обратно на шоссе может оказаться нелёгким делом и эти 700-900 метров до шоссе станут настоящим препятствием из-за того, что летние покрышки с шоссейным рисунком протектора не обеспечивают нужного сцепления с грунтом полевой дороги, ставшей чрезвычайно скользкой после грозы.

Тем не менее, надев цепи противоскольжения на ведущие колеса, водитель сможет вернуться на шоссе, не прибегая к посторонней помощи.

Цепи противоскольжения помогут выехать из грязи, из заснеженного двора и в других ситуациях, когда надо временно улучшить проходимость автомобиля и повысить сцепление ведущих колёс с дорогой.

Плюсы и достоинства цепей противоскольжения

  • Сравнительная компактность. Пакет с цепями противоскольжения не занимает много места в багажнике автомобиля
  • Простота использования, монтажа и демонтажа цепей противоскольжения
  • Радикальное улучшение проходимости путём увеличения сцепления со скользким покрытием. Улучшение проходимости особенно заметно при сравнении с летними покрышками с шоссейным рисунком протектора

Минусы и недостатки цепей противоскольжения

  • Цепи противоскольжения требуют затрат времени на монтаж и демонтаж
  • Цепи противоскольжения необходимо снимать при выезде на твёрдое покрытие, иначе возможен ускоренный износ покрышек и самих цепей противоскольжения
  • Цепи противоскольжения накладывают ограничения на скоростной режим движения автомобиля. Не рекомендуется двигаться с цепями противоскольжения быстрее 40-50 км/ч
  • Цепи противоскольжения увеличивают габариты колеса, что может привести к задеванию за подкрылки (локеры) и за детали кузова автомобиля. По этой причине на некоторые автомобили с полным приводом цепи противоскольжения устанавливаются только на колёса передней оси с более просторными арками колёс. Рекомендуется использовать только цепи с мелкими звеньями, выступающими не более чем на 15 мм за габариты покрышки

© 2012 abcIBC.com. All rights reserved.

Удачи на дорогах!

Оглавление

Источник: http://abcibc.com/auto.php?art=83

Увеличиваем клиренс автомобиля – пять простых, но верных способов

Как повысить проходимость легкового автомобиля?

Такой параметр геометрической проходимости легковой машины, как дорожный просвет, крайне важен для эксплуатации в российских условиях. Все отечественные автомобилисты прекрасно знают, что с низким клиренсом эксплуатация обречена на постоянные трудности, которые становятся особенно заметными в межсезонье и зимой.

Именно поэтому они стремятся в некоторых случаях сделать автомобиль повыше, тем самым повысив его практичность и проходимость. Далее вы узнаете, как можно увеличить показатель дорожного просвета на машине, не прибегая к радикальным методам. Смотрим.

Высокопрофильные шины

С целью увеличения клиренса автомобиля, пожалуй, начнем с легкого и один из доступных способов – это установить покрышки с высоким профилем боковин. Высота профиля – это относительное понятие. Однако в целом, такие колеса подразумевают утолщение боковины в сравнении с теми, что уже у вас установлены.

Высокопрофильные покрышки способны действительно приподнять машину.

Безусловно, производитель автомобиля указывает рекомендованную высоту профиля резины. Однако вы можете слегка отойти от данных рекомендаций, если установить колес повыше. Скажем, если для вашей модели прописан типоразмер 205/55 R16, то вполне можно попробовать установить 205/60 R16 – это не критичная разница, но за счет увеличения внешнего диаметра автомобиль станет повыше.

Читайте также  Можно ли менять цвет автомобиля?

Кроме того, увеличение профиля боковины повлечет за собой улучшение ездового комфорта. В связи с этим, езда по плохой дороге станет менее обременительной.

Большие диски

После увеличения профиля боковин покрышек идут и колесные диски. Данный метод больше подходить автомобиля, которые ориентированы на шоссейную эксплуатацию, ибо большие колесные диски используются, в первую очередь, для того, чтобы повысить устойчивость автомобиля на дороге, попутно улучшив его управляемость и предсказуемость в экстремальных режимах.

Большие колесные диски неизбежно увеличивают внешний диаметр колеса. Однако в данном случае, скорее всего, вам нужно будет смотреть именно на шины с низким профилем. Таким образом, вы сможете совместить приятное с полезным – улучшить отклики рулевого управления и повысить его информативность, а также незначительно приподнять машину, что может пригодиться, например, при парковке у высоких бордюров.

Использование автобаферов

Идем далее и отметим такие компоненты для подвески, как автобаферы. По сути, автобаферы – это уже всем известные проставки. Они представляют из себя специальные опоры, которые устанавливаются между витками пружин. Принцип действия автобаферов прост – они препятствуют полному сжатию пружины, из-за чего автомобиль перестает сильно проседать под нагрузкой.

Автобафер.

Однако и незагруженная машина также может иметь бонусы – приподниматься за счет энергоемкости амортизаторов. Таким образом, увеличение дорожного просвета вполне ожидаемо. Кроме этого можно ожидать улучшение плавности хода при проезде мелких неровностей – автомобиль начнет преодолевать их собранно и более мягко.

Установка пружин с определенными характеристиками

Автобаферы – весьма эффективный метод, но его можно улучшить, если также установить и другие пружины, в отличие от тех, которые уже имеются на вашем автомобиле. Как правило, такие пружины должны иметь чуть больше витков. Причем диаметр последних должен также быть больше. Грубо говоря, вам нужны толстые пружины с увеличенным ходом, однако здесь важно, чтобы они не были слишком большими, в противном случае амортизаторы будут работать некорректно по причине того, что возрастет их свободный ход.

Установленные толстые пружины могут существенно приподнять автомобиль. Поэтому, это весьма эффективный метод увеличения дорожного просвета.

Пластины в рессоры

Этот способ подойдет не всем, а только лишь владельцам автомобилей с зависимой подвеской – с рессорами. Как правило, это либо пикапы, тяжелые внедорожники, либо коммерческий автотранспорт. Рессоры представляют собой примитивную, но довольно прочную конструкцию. Однако это не должно вас отпугивать либо останавливать.

Проставки в рессоры помогают устранить их скрип, увеличивают грузоподъемность и улучшают качество езды. Кроме того, дорожный просвет также становится ниже.

Такие машины вполне легко приподнимаются специальными пластинами, которые вставляются между рессорами. Такие пластины очень пригодятся в тех случаях, когда необходимо исключить сильной просадки машины при ее загрузке. При этом дорожный просвет, естественно, становится выше при любых условиях, а неровности машина начинает преодолевать более играючи.

Источник: https://avto-oblast.ru/uvelichivaem-klirens-avtomobilya-pyat-prostyh-no-vernyh-sposobov/

Как самостоятельно повысить проходимость автомобиля?

Как повысить проходимость легкового автомобиля?

При движении по глубокому снегу или по заболоченной местности возникает риск застревания машины. С проблемой сталкиваются владельцы не только легкового транспорта, но и внедорожных автомашин с полным приводом. Водителю необходимо знать, как повысить проходимость автомобиля, не повредив при этом колеса или агрегаты трансмиссии.

Приспособления для повышения проходимости

Основные способы увеличения проходимости легкового автомобиля:

  • установка элементов между покрышкой и поверхностью дороги;
  • монтаж на поверхность колеса цепей или браслетов;
  • установка на машину лебедки с силовым приводом.

Траки для колес

Базовым средством повышения проходимости является укладка под ведущие покрышки лент, состоящих из секций. Для изготовления траков используются легкие сплавы на основе алюминия или ударопрочный пластик. Элемент просовывается под протектор буксующего колеса по направлению движения автомобиля, а затем водитель пробует начать движение. Для ускорения процесса ленты подкладываются с 2 сторон, для улучшения сцепления шин с поверхностью траков под элементы устанавливаются доски или ветки.

Цепи и браслеты против скольжения

Браслеты представляют собой отрезки цепи, оснащенные хомутом для крепления через окна колесного диска. Элементы надеваются на ведущие покрышки перед преодолением сложного участка, допускается монтаж на уже застрявший автомобиль. На ведущее колесо устанавливается несколько элементов (количество зависит от конфигурации диска). Устройства рекомендуется использовать при движении по снегу, но браслеты быстро изнашиваются, эксплуатация на твердом грунте запрещена.

Цепи, обладающие повышенной прочностью и ресурсом, позволяют увеличить коэффициент сцепления с рыхлым грунтом или снегом. Конструкция узлов состоит из отрезков цепи, перпендикулярно пересекающих протектор колеса. По окружности шины имеется стальной трос или дополнительная цепь, которая удерживает в заданном положении поперечные элементы. В конструкции предусмотрен замок, который застегивается после надевания цепей на покрышку. Цепи противоскольжения подбираются по диаметру и ширине шины, универсальных конструкций не существует.

Для грузовиков с балансирной задней тележкой выпускались специальные цепи гусеничного типа, которые надевались на беговую дорожку шин. На внешней стороне звеньев имеются выступы, которые цепляются за грунт. Гусеница надевается на тележку перед выездом на труднопроходимый участок, для соединения звеньев используется стальной палец. После преодоления заболоченного или заснеженного участка гусеницы необходимо снять, поскольку металлические детали разрушают шины и увеличивают сопротивление движению.

Противобуксаторы

Для самостоятельной эвакуации застрявшего автомобиля могут использоваться противобуксаторы, которые представляют собой жесткую металлическую пластину с поперечинами с приваренными треугольными грунтозацепами. Конструкция крепится к ведущему колесу болтом с гайкой и кронштейном, который проходит через окно диска. Пластина располагается под протектором шины, при вращении колеса элемент затягивается под беговую дорожку. Подобная конструкция применяется на коммерческих грузовых автомобилях, имеющих двойную ошиновку на ведущих мостах.

Лебедка для авто

Лебедка с электрическим приводом устанавливается на внедорожные автомобили своими руками. В конструкции узла предусмотрен проводной пульт управления, который позволяет корректировать скорость намотки стального или капронового троса из салона автомобиля. Шнур крепится к стволу дерева или к специальному якорю, который забивается в грунт. Если эвакуация производится в поле в зимнее время, то трос крепится за другой автомобиль, который удерживается на месте тормозной системой и дополнительными противооткатными упорами.

Лебедка должна развивать тяговое усилие в 3-4 раза меньше массы машины (параметры измерены в фунтах и килограммах соответственно). Применять оборудование с повышенной мощностью не рекомендуется, поскольку возникает риск повреждения рамы или лонжеронов.

Штатный барабан рассчитан на намотку 24-28 м троса, рекомендуется использовать дополнительный удлинитель жесткого типа. Диаметр троса рассчитывается с запасом, канат должен выдержать двойную нагрузку (зависит от тягового усилия лебедки).

На армейских грузовых автомобилях находит применение штатная лебедка. Для привода используется редуктор отбора мощности, который управляется рычагом из кабины водителя. Редуктор установлен на картере коробки передач, крутящий момент передается от коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания. Для повышения силы вытаскивания строится система тросов с блоками. Дополнительные элементы используются также при отклонении троса от барабана на угол более 15°.

Самовытаскиватели для колес

Если установленная на машине лебедка находится в неисправном состоянии, то для вытягивания автомобиля используются барабаны, которые крепятся на колесные шпильки или болты. Для монтажа могут применяться удлинительные фланцы, отводящие барабан от поверхности диска и кузова. Например, чтобы вытащить застрявший переднеприводный автомобиль, необходимо установить 2 барабана, а затем размотать находящиеся на них тросы (стальные или из синтетического волокна).

Тросы крепятся к деревьям или специальным анкерам, забитым в грунт. Затем водитель включает передачу и начинает наматывать шнур на барабаны. Тяговое усилие зависит от соотношения диаметров колеса и барабана.

При эвакуации нельзя резко увеличивать обороты, поскольку при рывке возникает повышенная нагрузка на шпильки крепления, способная сломать детали.

Какие еще существуют варианты

Перечисленные способы позволяют вытащить застрявший автомобиль из грязи или снега. Если владелец планирует двигаться по заболоченным участкам или горным дорогам, то необходимо заранее доработать конструкцию машины. Модернизации подвергаются внедорожные автомобили с полным приводом, стандартные легковые авто дорабатывать не рекомендуется. Для повышения проходимости устанавливаются колеса с увеличенным диаметром, а также осуществляется лифт кузова. Мероприятия позволяют увеличить дорожный просвет, но ухудшают управляемость на шоссе.

В комплект перевозимого инструмента вводится реечный домкрат с деревянной подушкой, позволяющий поднять машину на зыбком грунте. Под колеса укладываются доски или специальные трапы, а затем водитель пытается выехать на плотный грунт. При использовании домкрата возникает риск повреждения кузова автомобиля, поэтому устройства используются на специально подготовленных джипах.

На части машин имеются заводские устройства, обеспечивающие временное увеличение проходимости. Так, в трансмиссии автомобилей с полным приводом может использоваться демультипликатор или блокируемый дифференциал. При включении блокировки крутящий момент равномерно распределяется между ведущими колесами, но после выезда на твердый грунт трансмиссия переводится в нормальный режим работы.

Источник: https://autochainik.ru/kak-povysit-prohodimost-avto.html

Устройство автомобилей

Как повысить проходимость легкового автомобиля?


При использовании автомобилей в тяжелых дорожных условиях в горной, песчаной и болотистой местности, а также при преодолении траншей, канав и других препятствий возникает необходимость в применении специальных приспособлений — средств повышения проходимости, без которых движение автомобилей становится затрудненным или вовсе невозможным.

Средствами повышения проходимости называются приспособления, обеспечивающие увеличение сцепления ведущих колес с грунтом, снижение удельного давления колес на грунт, а также самовытаскивание застрявших автомобилей. Наиболее распространенными из них являются цепи противоскольжения, противобуксаторы, браслеты, лебедки, самовытаскиватели, а также другие подручные средства.

***

Лебедка

Если автомобиль снабжен лебедкой, то ее можно использовать при преодолении особо тяжелых участков пути для самовытаскивания и для оказания помощи застрявшим автомобилям.

Для самовытаскивания застрявшего автомобиля, оборудованного лебедкой, необходимо выключить муфту включения барабана лебедки, размотать вручную трос на необходимую длину и закрепить конец троса за какой-нибудь местный предмет: пень, дерево и др.

Если таких предметов нет, можно закрепить трос за другой автомобиль, предварительно затормозив его рабочим стояночным тормозом, или применить для крепления троса специальные приспособления, называемые анкерами или якорями.

Закрепив конец троса, включить муфту и начать подтягивание автомобиля. Для облегчения работы лебедки при самовытаскивании рекомендуется включить первую передачу в коробке передач и одновременно с лебедкой включить ведущие мосты автомобиля.

В целях увеличения силы тяги при пользовании лебедкой, а также в случаях, когда наматываемый трос направлен к барабану под углом более 15° относительно продольной оси автомобиля, применяют блоки.

Закончив подтягивание автомобиля, необходимо отсоединить трос от местного предмета или якоря, очистить его от грязи и намотать под нагрузкой на барабан и закрепить в положении для движения автомобиля.

***

Самовытаскиватели

При отсутствии на автомобиле штатной лебедки можно воспользоваться способом имитирующим ее. Для этого на полуоси ведущих колес с помощью шпилек и гаек устанавливаются фланцы, на которые надевается лебедка с тросом (см. приведенный рисунок). Тросы разматываются и их концы прикрепляются к опорам на местности.
Суммарная сила тяги на тросах самовытаскивателя больше силы тяги на ведущих колесах во столько раз, во сколько раз радиус колеса больше радиуса барабана лебедки и соответственно 70…80% веса автомобиля.

***

Препятствия, снижающие проходимость автомобиля



Дистанционное образование

  • Группа ТО-81
  • Группа М-81
  • Группа ТО-71

Олимпиады и тесты

Источник: http://k-a-t.ru/PM.01_mdk.01.01/7_teoria_avto_prohod_3/index.shtml