Что значит тормозить двигателем на механике?

Содержание

Как правильно тормозить двигателем: механика и автомат

Что значит тормозить двигателем на механике?

Многие автоэксперты рекомендуют научиться тормозить автомобиль двигателем. Желательно довести данную процедуру до автоматизма и использовать её в экстемальным ситуациях, таких как – отказ тормозной системы.

Теоретическая часть

Карикатура на тему – торможение двигателем

Торможение мотором, в первую очередь, это безопасность. Также, по утверждению автоинструкторов и многих бывалых автолюбителей – это снижает износ тормозной системы. На механике осуществить торможение двигателем значительно проще, чем на остальных коробках передач.

Приём торможения двигателем

Экстренное торможение

Пропали тормоза! Не стоит разводить панику, поскольку это первая причина аварии. Стоит отметить, что торможение двигателем – это тонкий процесс, которым стоит уметь пользоваться. Для каждого топа коробки передач, существует своя система торможения.

Механика

Для механики характерно то, что все действия выполняются непосредственно водителем. При этом стоит рассчитать дистанцию торможения и учесть, насколько быстро падают обороты мотора и коленчатого вала.

Рука на ручке переключении передач в момент торможения двигателем

Рассмотрим, последовательность действий при торможении силовым агрегатом с МКПП:

  1. Отпускаем педаль газа. Это позволит перекрыть подачу топлива в цилиндры (не полностью – холостой ход останется) и снизит обороты коленвала.
  2. Выжимаем сцепление и включаем передачу ниже. Например, если на коробке включена четвёрта, то следует включить третью.
  3. Повторяем процедуру, пока не дойдём до первой передачи.
  4. При минимальной скорости, не выключая первую передачу, выключаем зажигание и глушим мотор. Стоит быть престёгнутым, поскольку коленвал заблокируется, а с ним и ведущие колёса, и транспортное средство резко остановиться, что может по инерции подать тело водителя и пассажиров вперед.

Экстренное торможение может привести к заносу

Не стоит резко выключать зажигание на большой скорости или передаче, поскольку попросту может разорвать коленвал или детали КПП повредятся. К этому всему, ещё и транспортное средство может не тормозить, а дальше продолжать ехать по накатанной.

Автомат

Существуют разные автоматические коробки передач, от разных производителей, а поэтому последовательность и принцип действия может быть разным. Рассмотрим, несколько вариантов торможения двигателем на АКПП.

Торможение двигателем помогает при отказе тормозной системы, и предотвращает ДТП

Вариант первый:

  1. Включаем overdrive, коробка переходит на 3 передачу;
  2. При скорости ниже 90 км/час переключите АКПП на вторую передачу. После этого машина начнет тормозить;
  3. При скорости ниже 50 км/час переключаете коробку на L.

Вариант второй:

  1. Если по горному серпантину едешь – то торомозить желательно двигателем, иначе перегреются тормоза (колодки и диски – может их повести от перегрева ли в самый нужный момент потеряешься эффективность торможения)
  2. Поэтому, при спуске, ставим рычаг АКПП в положение S или L (зависит от скорости спуска и наклона дороги) и тормозим двигателем (не трогая педаль газа)
  3. Иногда притормаживаем педалью тормоза – вот и все! Можно также сочитать с кнопкой Hold – тоже эффективность торможения улучшиться!

При движении по горному серпантину необходимо проводить торможение двигателем

Электроторможение двигателем

На многих современных транспортных средствах внедряется система аварийного торможения двигателем, которая сама снижает обороты и глушит силовую установку, вплоть до полной остановки. Случается это в тех случаях, когда электронный блок управления получил информацию о неработоспособности тормозной системы.

Позитивные и негативные стороны торможения двигателем

Как и в любом автомобильном приёме, торможение мотором имеет свои плюсы и минусы.

Плюсы:

  • При неисправной тормозной системе можно затормозить мотором.
  • Устойчивость к заносам и «юзу».
  • Проведение профилактической работы тормозной системы.
  • Можно уверенно и эффективно маневрировать.

Минусы:

  • Неправильная последовательность действий приводит к заносу с которого достаточно тяжело выбраться даже профессиональным гонщикам.
  • Сверхнагрузка на силовой агрегат.
  • «Жор» масла.
  • Стоп-фары не светятся.

Вывод

Торможение двигателем достаточно полезный навык, который необходимо познать и применять всем водителям. Существует достаточно много споров, «за» и «против» применения данной приёма, но он может спасти жизнь водителю и пассажирам в экстремальной ситуации.

Источник: https://avtodvigateli.com/sovety-po-ehkspluatacii/tormozit-dvigatelem.html

Как тормозить двигателем

Что значит тормозить двигателем на механике?

Торможение двигателем — довольно полезный прием, которому нужно научиться каждому автомобилисту. Более того, инструкторы по вождению советуют довести его до автоматизма, чтобы легко применять в повседневной практике.

Безопасность на первом месте

Автоинструкторы утверждают, что используя торможение двигателем, вы повысите безопасность своего вождения, снизите износ тормозной системы и улучшите экономичность в целом.

Вокруг приема торможения двигателем регулярно разгораются массовые дискуссии и нешуточные споры. Скажем сразу, что его следует применять лишь в конкретных ситуациях.

Например, если что-то случилось с тормозами, они не работают вообще. В этом случае вам просто придется тормозить двигателем. Поэтому бывалые автомобилисты советуют знать основные приемы такого торможения, так скажем, на всякий случай.

Эффективный прием

При торможении двигателем вы отпускаете педаль газа, двигатель при не выключенном сцеплении не толкает машину, а наоборот тормозит ее. Особенно эффективен такой прием на первой или второй передаче.

Использовать торможение двигателем следует очень осторожно и умело. Часто неправильные действия приводят к аварийным ситуациям, особенно при гололеде или на мокрой дороге.

В этом случае ведущие колеса, если резко сбросить газ, будут проскальзывать, и автомобиль уйдет в занос.

Если пропали тормоза

Неожиданно вы понимаете, что тормоза вашего автомобиля не работают. Что делать? Главное, не паниковать! Всегда можно замедлить ход авто при помощи двигателя. Если нагрузки на двигатель, правильно отрегулированный, минимальны, то он работает на холостом ходу. Машина набирает скорость по мере того, как частота вращения коленчатого вала увеличивается. Чтобы замедлить автомобиль, необходимо просто убрать ногу с газа, при этом, не выключая передачу. Это и называется торможение двигателем.

При высокой скорости замедлить машину таким способом сложно. Здесь нужно переключать передачи от высокой до пониженной. Лучше  всего до максимума снизить скорость авто на первой передаче.

Внимание! Если вы переключите четвертую передачу сразу же на первую, то велика вероятность ухода машины в занос. Автомобиль может развернуть, выбросить на встречку, то есть поведет он себя непредсказуемо. Всегда понижайте передачу постепенно. Когда скорость сведена до минимума, можно дотормаживать стояночным тормозом.

Правильно используй ножной тормоз!

Неправильные действия с ножным тормозом также могут быть крайне опасными. Если вы резко нажмете на педаль, вес авто уйдет на переднюю ось, то есть задние колеса разгрузятся, и их сцепление с дорожным полотном ухудшится. Передние колеса легко уйдут в «юз».

Более того, машина может просто выйти из-под контроля, и станет двигаться в произвольном направлении.

Чтобы предотвратить подобные ситуации, воздействуйте на педаль тормоза не длительным и резким нажатием, а кратковременным нажатием и отпусканием педали. При этом следует контролировать направление движения машины и не допускать блокировку колес. Благодаря прерывистому торможению вес распределится на все колеса авто, а ведущие колеса останутся управляемыми.

Аварийное торможение

Часто бывает так, что приходится применять срочное торможение. Для этого следует нажать педаль тормоза в пол, и пытаться удерживать свое тело, которое будет уходить по инерции вперед. Если начинается занос, отпустите тормоз, чтобы восстановить контроль над автомобилем.

Аварийное торможение применяется в том случае, если отказала тормозная система. Здесь главное — не бросить управление авто. Можно воспользоваться стояночным тормозом или, так называемым, контактным способом, когда для остановки машины используются различные препятствия, включая другие транспортные средства. При этом удара «в лоб» старайтесь избегать, лучше, если контакт будет по касательной.

При торможении обязательно учитывайте величину тормозного пути. Рассчитать его можно так: разделите скорость машины на 10, а получившийся результат умножьте на сам на себя.

К примеру, если скорость составляет 50 км/ч, то тормозной путь будет равняться 25 м. При скорости 80 км/ч результат получается 64 м.

Естественно, это всего лишь приблизительные цифры. На величину тормозного пути влияют многие факторы: состояние шин, дороги, тормозной системы.

Плюсы и минусы торможения двигателем

К плюсам можно отнести следующее:

  • Профилактика работы автомобильной тормозной системы.
  • Если неисправны тормозные колодки, или отсутствует тормозная жидкость, то, применяя торможение двигателем, вы намного быстрее остановите машину.  
  • Позволяет эффективно и уверенно маневрировать, если сцепление колес с дорожным полотном плохое.         
  • Повышается устойчивость к заносам на скользкой и мокрой дороге.

Есть у этого вида торможения и минусы:

  • Если хотя бы одно действие выполнено неправильно, то вероятность заноса повышается в разы.
  • Увеличивается нагрузка на сам двигатель.
  • Уровень потребления масла также увеличивается.
  • Реакция стоп-сигналов отсутствует.

В заключение

Подытожив все вышеизложенные факты, можно сделать такие выводы: в нормальных условиях старайтесь тормозить плавно, перед началом торможением обязательно посмотрите в зеркало заднего вида и убедитесь, что сзади нет других машин. Сцепление выжимайте только тогда, когда машина практически полностью остановится. Не забывайте про прерывистое торможение.

Во избежание заноса задних колес автомобиля прекращайте торможение, и, как только машина выправит свою траекторию, снова начинайте тормозить.

И еще одно важное замечание. Периодически проверяйте тормозную систему и тормозные колодки своего автомобиля. Их износ грозит серьезными неприятностями на дороге, угрожающими здоровью и жизни вас и ваших пассажиров.

о правилах торможения двигателем:

Ездите аккуратно и счастливого пути!

В статье использовано изображение с сайта 1gai.ru

Источник: http://spokoino.ru/articles/obuchenie_vogdeniu/kak_tormozit_dvigatelem/

Торможение двигателем: это как?

Что значит тормозить двигателем на механике?

Торможение двигателем является одним из доступных водителю приемов, которые направлены на снижение скорости транспортного средства без использования тормозной системы. Среди автолюбителей существуют различные мнения касательно данного способа. Одни утверждают, что торможение дизельным или бензиновым двигателем позволяет экономить бензин или солярку, сам процесс торможения снижает риски сравнительно с использованием тормозов в определенных ситуациях.

Противники данного метода среди основных аргументов выделяют повышенный износ мотора и снижение ресурса коробки передач в результате злоупотребления приемом торможения двигателем. Далее мы рассмотрим, как тормозить двигателем, когда это нужно делать и как правильно выполнять указанное торможение двигателем?

Читайте также  Какую тормозную жидкость заливать в шевроле круз?

Почему машина замедляется при торможении двигателем

Такой способ торможения предполагает определенное сопротивление мотора инерционной нагрузке, которая пытается повысить частоту вращения коленчатого вала. Другими словами, двигатель начинает тормозить автомобиль в тот момент, когда машина движется при определенной скорости с включенной передачей, но в это время подача топлива прекращается или минимизирована.

Прекращение топливоподачи означает, что двигатель больше не отдает энергию на трансмиссию. Получается, трансмиссия начинает передавать нагрузку на мотор от вращающихся по инерции колес, обороты коленвала снижаются и автомобиль теряет скорость, то есть тормозит двигателем.

Далее необходимо рассмотреть те особенности, благодаря которым осуществляется торможение. Стоит начать с того, что ощутимое замедление автомобиля при торможении двигателем возможно не всегда. Нажатие на педаль газа приводит к увеличению подачи топлива, в результате чего поднимаются обороты коленчатого вала (мотор раскручивается). Отпущенная педаль означает, что обороты падают.

Не сильно вдаваясь в особенности конструкции трансмиссии отметим, что задачей коробки передач является распределение крутящего момента на колеса. Если сказать иначе, КПП «дозирует» энергию, которую отдает двигатель, зависимо от выбранной передачи.

Езда на пониженных (1-2-3 передача) предполагает отдачу максимума энергии на колеса, но автомобиль не разгонится до высоких скоростей. Включение повышенной передачи (4-5-6) позволит машине ехать быстрее, но интенсивность разгона падает, так как коробка не позволит передать столько энергии на колеса, сколько передавалось на пониженных скоростях.

Повышенные передачи (5-6) разгоняют машину намного слабее, зачастую позволяя только поддерживать ранее набранную скорость автомобиля. При движении на повышенной передаче присутствуют значительные силы инерции, в результате чего сопротивление самого ДВС и КПП специально сводится конструкторами к минимуму.

Получается, динамичный разгон возможен только на пониженных передачах. Если в этот момент отпустить газ, тогда сопротивление инерционному движению будет велико. Если же перестать нажимать на акселератор на повышенных передачах, машина не будет интенсивно замедляться, так как сопротивление низкое.

Преимущества и недостатки данного способа торможения

Главным плюсом такого способа замедления ТС является существенное снижение риск заноса при торможении двигателем. Дело в том, что при торможении посредством штатной тормозной системы возникает блокировка колес, что делает автомобиль неуправляемым. На машинах с активными электронными системами безопасности данный эффект сведен к минимуму, но даже наличие ABS не исключает заноса, особенно на скользких покрытиях.

По этой причине торможение двигателем находится в списке контраварийных приемов, позволяя замедлиться на скользкой или мокрой дороге. Данный способ торможения активно применяется при езде на затяжном спуске, а также при перемещении по горным дорогам и серпантинам. В первом случае исключается блокировка колес, а во втором снижается риск перегрева тормозов в результате слишком активного использования.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как помыть двигатель автомобиля Керхером. Из этой статьи вы узнаете о преимуществах и недостатках данного способа очистки агрегатов и подкапотного пространства.

Некоторые водители также тормозят двигателем в случае, если дорожная ситуация позволяет катиться на включенной передаче, тем самым экономя топливо, продлевая срок службы тормозных колодок и шин. Многих привлекает такой аспект, что подача топлива при отпущенной педали газа на современных инжекторных автомобилях, которые оборудованы механической коробкой передач, полностью прекращается.

Дополнительно стоит учитывать возможность торможения двигателем в том случае, если тормоза полностью или частично вышли из строя. Следует напомнить, что сразу остановить машину не получится, особенно на спуске. Скорость движения можно существенно понизить до относительно безопасной, после чего становится возможным остановиться или применить контактное торможение с минимальными рисками и/или ущербом.

В списке главных недостатков торможения двигателем отмечают то, что стоп-сигналы на вашей машине в этот момент не горят, так как водитель не нажимает на педаль тормоза. Водитель автомобиля, который едет за вами, может попросту не заметить замедления, что приведет к ДТП или созданию аварийной ситуации.

Как правильно тормозить двигателем: «механика» и «автомат»

В арсенале специалистов имеется около двух десятков приемов для торможения двигателем. На практике будет достаточно изучить базовую основу. Обязательно дочитайте до конца все рекомендации!

Торможение двигателем и механической коробкой с относительно высокой скорости следует выполнять следующим образом:

  • педаль газа нужно отпустить;
  • нажимается педаль сцепления;
  • далее включается пониженная передача (зачастую 3);
  • после снижения скорости включается 2 передача;
  • когда скорость снизится, можно включить 1 передачу;

Даже если вы двигаетесь на 5 или 6 передаче, желательно включать третью, так как замедление на 4 и более высокой передаче будет слабым. Отдельно отметим, что данная инструкция является общей. В конкретной ситуации необходимо учитывать начальную скорость движения и правильно подбирать те моменты, когда осуществить первое переключение «вниз» и последующие.

Если резко включить слишком «низкую» передачу тогда, когда обороты коленчатого вала высокие, тогда тормозящее усилие может оказаться слишком значительным. В этом случае колеса временно заблокируются, автомобиль может занести и т.д. Что касается самого двигателя и трансмиссии, то такая нагрузка может привести к поломке определенных узлов и последующему ремонту. Для более щадящего переключения «вниз» в спокойной обстановке лучше сделать перегазовку.

Под перегазовкой следует понимать выжим сцепления и выключение передачи с переводом коробки в «нейтраль». Затем необходимо нажать на педаль газа, подняв тем самым обороты двигателя, после чего сцепление снова нажимается и включается пониженная передача. В экстренной ситуации можно просто выжать сцепление, нажать на газ и сразу включать пониженную.

Всегда помните, что категорически запрещено в любой ситуации пытаться включить после 4-5 или даже третьей сразу первую передачу! Что касается работы с педалью сцепления, то отпускать педаль после включения пониженной передачи необходимо очень мягко и плавно. Нельзя резко бросать сцепление! Необходимо слегка задерживать педаль сцепления в тот момент, когда почувствуется начало соединения двигателя и трансмиссии.

На автомобилях с автоматической коробкой возможность торможения двигателем будет зависеть от типа и особенностей конструкции коробки передач. Также от вида АКПП и от тех возможностей, которые доступны водителю, будет напрямую зависеть общий алгоритм действий для торможения двигателем с коробкой «автомат».

Существуют коробки, которые позволяют реализовать последовательное переключение передачи в ручном режиме. Другой тип предполагает только фиксированные режимы с возможностью выбора пониженных передач. Также встречаются АКПП, которые и вовсе не рассчитаны на какое-либо взаимодействие с водителем. Для получения исчерпывающей информации по торможению двигателем с автоматической коробкой внимательно изучите инструкцию к вашему автомобилю, свяжитесь с официальным представителем марки, посетите профильный форум в сети Интернет и т.п.

Подведем итоги

Вполне очевидно, что освоить данную технику торможения будет правильным решением для каждого водителя, особенно если автомобиль на «механике». При этом всегда нужно учитывать:

  1. Только грамотное выполнение означает, что вреда коробке и мотору вы не нанесете. Не стоит злоупотреблять данным способом или резко тормозить двигателем без необходимости.
  2. Указанный способ торможения может создать аварийную обстановку на дороге для движущихся позади вас транспортных средств, неправильное выполнение снижает ресурс двигателя и трансмиссии, а также может привести к серьезной поломке.
  3. Что касается экономии горючего, то выгода от такого способа торможения оказывается крайне незначительной.
  4. Если в автомобиле установлена коробка «автомат», тогда необходимо отдельно и с повышенным вниманием изучить вопрос касательно возможности реализации и общей целесообразности торможения двигателем на конкретной модели авто.

Источник: http://KrutiMotor.ru/chto-takoe-tormozhenie-dvigatelem/

Как тормозить двигателем правильно на механике и автомате, вредно ли?

Что значит тормозить двигателем на механике?

Всем неопытным водителям или любителям погонять советую разобраться не только в том, как набирать скорость, но и в том, как ее безопасно сбрасывать. Впереди зима со скользкими дорогами, поэтому настоятельно рекомендую разобраться и пока не поздно попробовать тормозить двигателем. Да и летом периодически приходится использовать этот приём, поскольку он эффективен в некоторых ситуациях.

  1. Плюсы и минусы
  2. Если механическая КПП
  3. Если автоматическая КПП

Ни для кого не секрет, что сбрасывание скорости при одновременном нажатии педалей сцепления и тормоза возможно и безопасно только при нахождении на сухом асфальте, т.к. автомобиль временно становится неуправляемым. А в случае скользкого или мокрого покрытия такой вариант может привести к аварийной ситуации.

Проще говоря, торможение двигателем – это естественный сброс скорости путем перехода с повышенной на пониженную передачу. Эффективность же такого торможения зависит от многих факторов – состояния дороги, технических характеристик автомобиля, навыков и умений водителя.

Если говорить просто, то остановка двигателем – это естественный процесс снижения скорости транспортным средством. Можно ли тормозить двигателем на сухой дороге? Однозначно да. Причём, опять же, рекомендую использовать такой способ торможения при движении по сыпучему грунту, когда у колёс не очень хорошее сцепление с поверхностью.

Я лично часто пользуюсь им даже если еду по городу, а впереди горит красный сигнал светофора и мне нет смысла ускоряться или применять педаль тормоза. Кроме того, такое торможение следует применять для избегания заносов при поворотах. Итак, наиболее частые случаи применения медленного торможения:

  1. Скользкая или мокрая дорога.
  2. Сыпучий грунт.
  3. Достаточное расстояние до точки остановки.
  4. Повороты.

Как вы могли заметить здесь есть пункт про достаточное расстояние. Естественно, такой метод остановки имеет более протяжённый тормозной путь, поскольку мотором сложнее снизить динамику движения транспортного средства. В городе такой метод стоить применять лишь иногда, например, когда от светофора к следующему перекрёстку нет никого на вашей полосе.

Плюсы и минусы этого манёвра

Если вы ни разу не притормаживали свой автомобиль таким способом, то необходимо узнать, что значит тормозить двигателем при нормальных погодных условиях и состоянии дороги, чтобы не запаниковать в экстренной ситуации. Как я уже говорил, такой способ помогает избежать заноса в случае торможения в гололед. В таком случае колёса не блокируются тормозными колодками, как это происходит при обычном торможении. Система управления не блокируется, а машина становится более устойчивой.

Снижение скорости происходит довольно плавно. Но всегда стоит учитывать, что при таком способе тормозной путь значительно длиннее. Сложно сказать однозначно, вредно ли тормозить двигателем. Можно сказать, что однозначный плюс – это безопасность. А минус – длительность и плавность. Т.е. сбрасывание скорости двигателем ни в каком случае не будет экстренным, и это нужно учитывать.

Ещё один важный нюанс – когда вы решили осуществить подобный манёвр о ваших намерениях неизвестно никому кроме вас. Если при нажатии педали тормоза сзади машины включаются стоп-сигналы, то при торможении двигателем этого не происходит. А значит, есть вероятность аварии. Многие говорят, якобы такой способ увеличивает износ трансмиссии и мотора. Всё на самом деле не так страшно. В конце концов, не так часто используется этот способ, чтобы навредить транспортному средству. Главное больше практики и умение предвидеть ситуацию, при которой уместно применять подобный способ снижения скорости.

Читайте также  Смазка для суппорта тормоза мс 1600

Медленное торможение на механике

У меня первое авто было простенькое. На нем стояла МКПП на 5 передач. Я узнал, как тормозить двигателем на механике от своего знакомого, который чисто случайно сел за руль. Короче, схема движений должна быть такой:

  1. Отпустить педаль газа.
  2. Выжать педаль сцепления.
  3. Выключить повышенную передачу.
  4. Включить пониженную передачу.
  5. Отпустить педаль сцепления и снижать постепенно скорость.

Не спешите быстро переключаться с повышенной скорости на пониженную. Если сейчас на вашем тахометре – 2000 оборотов, то, включив пониженную скорость движок заорёт и это, действительно, плохо. Идеальный вариант переключения – 1200 – 1500 оборотов. Как только мы переключим передачу на меньшую, то стрелка тахометра повысится до 2 тысяч оборотов, а это уже более нормальный вариант. В общем, тренироваться нужно. Многое зависит ещё и от объёма двигателя.

Это более чем подробная последовательность движений. Никакого негативного воздействия на автомобиль это не оказывает. Еще раз советую попробовать такой способ на сухой и хорошо знакомой вам дороге. Очень важно понять тормозной путь машины и вообще её поведение при таком способе. Кстати, иногда можно применять и незначительные короткие нажатия на педаль тормоза. Такие движения имитируют действия ABS и тоже не раз выручали меня на скользких дорогах при небольших расстояниях до стоп-черты.

Как быть с АКПП?

Чуть позже я себе приобрёл автомобиль с АКПП. Долго не мог понять, как можно тормозить двигателем на автомате. Можно сказать, что тут ситуация обстоит сложнее, но это тоже возможно. Коробка-автомат так не реагирует на торможение, как механика, и приходится чаще использовать рабочий тормоз. Здесь имеет значение насколько старый у вас автомат. На более старых версиях есть ограничения по переключению скоростей.

В более новых версиях в идеале использовать полуавтоматический режим, это позволит сбросить скорость естественным путем и перейти на более низкую передачу. Вы должны понимать, что только снижение скорости позволит переключиться на пониженную передачу. Иначе этого не сделать.

Для того, чтобы привыкнуть к автомату и понять, как же применять на нем такой способ, требуется больше времени и сноровки. У меня не сразу получилось разобраться на какой скорости я могу начать притормаживать, чтобы избежать ненужного заноса.

Но со временем навык пришёл и я понял, что для автомата крайне важно при попытке снизить скорость мотором вообще не нажимать на педаль газа.

В итоге могу сказать, что не очень сложно разобраться, как правильно тормозить двигателем в скользкой ситуации. Нужно помнить схему перехода с повышенной на пониженную передачу, ни в коем случае не выжимать резко тормоз и держать в голове длинный тормозной путь автомобиля. И еще один нюанс – как бы ни хотелось резко остановиться, переходить сразу на первую передачу категорически запрещено, потому что занос просто обеспечен. Плюс для движка такой скачок будет вреден. Я имею ввиду переход на механике с 3 передачи на 1 или 4 на 2 при высоких оборотах.

Вернуться вверх

Источник: http://DaciaClubmd.ru/tormozit-dvigatelem-kpp/

Торможение двигателем на разных типах КПП

Что значит тормозить двигателем на механике?

Главной задачей каждого водителя является обеспечение безопасности на дороге во время передвижения, собственной и пассажиров. Кроме того, важно не представлять угрозу и другим участникам движения, что особенно актуально при возникновении неисправностей или при неблагоприятных внешних факторах. Вождение в сложных дорожных условиях повышает риски возникновения аварийных ситуаций, и справиться с управлением порой не может даже водитель с немалым опытом за плечами.

Совершенствование навыков никогда не будет лишним даже для бывалого автомобилиста, а для автовладельцев, только получивших права, тем более. Практикуя торможение двигателем, можно удачно выйти из многих непростых ситуаций, возникающих на дороге, а доведение техники до автоматизма поможет водителю всегда грамотно применить приём, обеспечив безопасность, даже в самых серьёзных случаях.

Владение техникой манёвра очень может пригодиться на скользкой дороге в неблагоприятных погодных условиях, в горной местности, при отказе тормозной системы и прочих экстренных обстоятельствах и позволит избежать плачевных последствий.

Способы торможения двигателем.

Что означает торможение двигателем

Применять на практике разные способы торможения нужно в зависимости от конкретной дорожной ситуации и владение рассматриваемым приёмом будет особенно полезно владельцам авто с механической коробкой передач. Разберёмся подробнее, что значит торможение двигателем на механике и автомате. Конструкция двигателя предполагает постоянное стремление к работе на низких оборотах, то есть холостому ходу.

Нажатие на педаль газа увеличивает подачу топлива, что повышает обороты коленчатого вала, следовательно, мотор раскручивается. Если газ отпустить, горючее начнёт передаваться в меньшем объёме, а обороты снижаются, момент вращения не передаётся от двигателя на трансмиссию. Тогда трансмиссия выполняет передачу нагрузки на силовой агрегат от инерционно вращающихся колёс, и обороты снижаются. Как результат увеличения сопротивления в цилиндрах мотора скорость машины теряется.

Таким образом, можно управлять автомобилем, используя только педаль газа.

Коробка передач порционно распределяет крутящий момент на колёса, используя необходимое количество энергии, передаваемой двигателем, в соответствии с выставленной передачей. Передвижение на пониженных скоростях 1-2-3 обеспечивает подачу на колёса максимального количества энергии, динамика разгона при этом наилучшая, но разогнаться до большой скорости позволяет переключение на повышенные передачи 4-5-6.

Машина будет перемещаться быстрее, но динамика разгона уменьшается, поскольку конструктивно устроено так, что КПП не обеспечивает передачу такого количества энергии как на пониженной скорости.

Повышенные передачи 5-6 больше поддерживают стабильность оборотов, чем ускоряют автомобиль, при передвижении имеют место силы инерции, тогда как силы сопротивления мотора и коробки ниже, что обусловлено конструктивным решением.

На первой передаче скорость минимальная, но сила сопротивления максимальная, что и обеспечивает лучшую динамику разгона, а также позволяет эффективнее замедлить ход. Четвёртая передача обеспечивает предельную скорость, а замедление напротив будет минимальным, поскольку силовой агрегат уже мало влияет на процесс, тогда как постепенное переключение скоростей к самой низкой ускорит процедуру торможения двигателем.

Естественное понижение скорости и последующую остановку необходимо выполнять грамотно, поскольку в результате одного неправильного действия машина может уйти в занос. Необходимо также учитывать тот факт, что тормозной путь будет значительно больше, чем в случае применения тормозной системы.

Если вы никогда не притормаживали таким образом, для начала необходимо попробовать на практике, что значит тормозить двигателем при стандартных дорожных и метеорологических условиях.

Преимущества и недостатки торможения двигателем

Научиться применять данный метод торможения следует каждому водителю, поскольку умение правильного сброса скорости и остановки автомобиля в определённых ситуациях может спасти жизнь. Способ имеет свои плюсы и минусы, поэтому нужно осознавать, когда торможение двигателем уместно, а когда нет. Приём позволяет эффективно маневрировать при плохом сцеплении с дорогой, поэтому весомым плюсом способа является минимизация риска заносов. При резком торможении посредством педали тормоза возникает опасность потери контроля над машиной вследствие блокировки колёс.

Применяя технику торможения за счёт планомерного сброса скорости, такую вероятность возможно исключить.

Современные автомобили имеют штатные антиблоковочные системы, снижающие риски заноса, но гарантировать стопроцентное отсутствие заносов они не могут, тем более в сложных дорожных условиях, при мокром покрытии, гололёде, на горной местности и т. д. В таких ситуациях наиболее эффективно применение торможения двигателем.

Особенно целесообразно использовать технику на дорогах с неровностями, серпантине или затяжных спусках, потому как не только позволяет избежать блокировки колёс, но и предохраняет механизмы тормозной системы от перегрева при необходимости регулярных торможений.

Применение данного метода очень выручает при возникновении неисправностей элементов тормозной системы или полном выходе её из строя. Моментально остановить автомобиль, конечно, не получится, в особенности на спуске, но можно сбросить скорость до минимума, что приведёт к постепенной остановке. В крайнем случае, когда процесс замедления нет возможности довести до остановки, можно использовать метод контактного торможения максимально безопасным образом для себя, окружающих и самого транспортного средства.

Некоторые водители используют способ, смотря по ситуации на дороге с целью экономии топлива. Если педаль газа отпустить, авто продолжит движение в заданном темпе, при этом не изнашиваются тормозные колодки и покрышки. Способ торможения двигателем не лишён и минусов, основным из которых является отсутствие подсветки фонарей стоп-сигнала, так как они не включаются, пока не вдавить педаль тормоза. Водители машин, следующих за вами, не смогут определить, что вы сбрасываете скорость, что вполне может повлечь ДТП. Кроме того, вероятность заноса повысится при неправильных действиях, поэтому методику торможения следует в точности соблюдать.

Когда следует использовать такой способ торможения

Правильная оценка ситуации позволит водителю определить, можно ли замедляться в конкретном случае либо нет. В определённых условиях выполнение торможения двигателем не только неактуально, но и опасно. Среди автомобилистов нередко разгораются споры по поводу того, можно ли тормозить двигателем на механике, вредно ли это для агрегата и коробки и оправдано ли применение метода на самом деле. Бытует мнение, что торможение за счёт снижения скорости вредит мотору, способствуя износу поршневых колец, а также негативно влияет на синхронизаторы КПП и другие элементы, увеличивает уровень потребления масла.

В действительности правильное применение навыков торможения никого вреда машине не нанесёт. К тому же, избежать нагрузок позволит грамотное исполнение техники. Также нецелесообразно тормозить двигателем регулярно, нужно смотреть по ситуации и не практиковать метод без необходимости. Применение метода актуально при определённых обстоятельствах:

  • При частичном или полном отказе тормозной системы;
  • На мокром и скользком дорожном полотне с целью лучшего сцепления с дорогой;
  • На продолжительных спусках;
  • На горной местности, серпантинах.

Когда дорога скользкая, работать со сцеплением необходимо очень аккуратно, потому как если его внезапно отпустить, за этим может последовать блокировка ведущих колёс. Рекомендуется на секунду задерживать педаль сцепления на моменте подхвата. Немаловажным моментом является дистанция тормозного пути – её, а также стремительность падения скорости важно учитывать при выполнении приёма.

Как тормозить двигателем

Способов осуществить торможение множество, но на практике чаще всего применяется всего 2-3 приёма. Техники отличаются также зависимо от типа коробки передач. Рассмотрим, как правильно тормозить двигателем на различных КПП.

На механике

Независимо от приёма, существуют базовые правила, раскрывающие принцип, как тормозить двигателем на механике:

  • Отпускаем педаль газа;
  • Жмём сцепление;
  • Затем включаем пониженную передачу, чаще всего это будет третья;
  • Снизив скорость, переключаемся на вторую;
  • Переходим на первую после того, как скорость понизилась.

Как следует выбирать передачу при торможении двигателем:

Нельзя сразу же переходить с четвёртой скорости на первую, стремясь быстрее выполнить торможение, такие действия могут спровоцировать уход авто в занос, развернуть и вынести её на встречную полосу. Снижать передачи следует, размеренно перемещаясь по каждой из них к минимальной, после чего дотормаживать с помощью стояночного тормоза.

Читайте также  Можно ли доливать тормозную жидкость другой марки?

Когда машина движется на большой скорости (5-6 передачи), переключаться лучше на третью, а не четвёртую, потому как замедление не будет значительным. При переключении на нижнюю передачу не рекомендуется резко отпускать сцепление. В каждом конкретном случае водитель должен ориентироваться по ситуации и выбирать режимы переключений, учитывая начальную скорость передвижения.

На автомате

Торможение двигателем на машине с АКПП выполняется разными способами, зависящими от типа и конструктивного исполнения коробки. Сегодня производители предлагают их в большом ассортименте, поэтому важно изучить особенности и рекомендации изготовителя для конкретной модели. Для автомобилей, оснащённых автоматом, торможение моет осуществляться как в ручном (когда передачи выбираются водителем), так и автоматическом режимах. Бывают АКПП, не предполагающие выполнение действий водителем. Некоторые коробки предусматривают фиксированные режимы, затем следует выбор пониженной передачи. Рассмотрим один из вариантов:

  • Включаем overdrive, после чего коробка переходит на третью передачу;
  • После снижения скорости понижаем передачу до второй, что спровоцирует замедление;
  • Ставим переключатель в положение «L», соответствующее первой передаче.

Рычаг следует переключать на ходу только в положения «D-2-L», иначе процесс может привести к выходу из строя устройства. В особенности опасен резкий переход в положения «R» и «P». Важно учитывать, что для коробок, не предполагающих торможение двигателем, нужно практиковать способ только в случае крайней необходимости.

На вариаторе

Осуществить торможение двигателем, если у вас вариатор не составляет труда. Во многих коробках данного типа включена эта функция (режим переключения рычага «L»). Это означает, что вариатор тормозит двигателем сам, подбирая нужную передачу, если отпустить педаль газа. Положение рычага при этом должно быть на «D». Поскольку процедура сброса скорости осуществляется автоматически, водителю не нужно переживать о неправильности своих действий.

Многие автовладельцы стремятся программными способами отключить данную опцию в пользу динамичности и уменьшения расхода горючего, но всё же не стоит торопиться с решением, поскольку торможение двигателем может оказаться действительно полезным.

Освоить приём желательно каждому водителю, и пусть вы не являетесь участником ралли, с непредвиденными ситуациями на дороге может столкнуться абсолютно каждый водитель, а дополнительные навыки контраварийного вождения помогут эффективно справиться с управлением в определённых условиях.

Источник: https://DriverTip.ru/osnovy/kak-pravilno-tormozit-dvigatelem.html

Говорят, что торможение двигателем снижает его ресурс. Так ли это

Что значит тормозить двигателем на механике?

Ещё с автошколы мы знаем, что торможение двигателем – исключительно правильная привычка, которая отлично выручает, скажем, на скользкой дороге, да и не только. 

Однако есть и мнение, что тормозить стоит исключительно на нейтрали, а замедление на передаче с отпущенной педалью газа для моторов исключительно вредно. Есть ли хоть какое-то основание у этих слухов? Будем разбираться.

Как происходит торможение двигателем

Отчего вообще замедляется машина, если на ходу и на передаче отпустить педаль акселератора? Сказываются аэродинамические потери и потери на качение колес, трение в трансмиссии, но основным фактором будет именно торможение двигателем.

Многие водители не совсем верно представляют себе суть процесса. Механическое трение вовсе не является основным фактором, тормозящим автомобиль. Разве что на дизельных моторах, где нет дроссельной заслонки и рестриктора на выпуске, все замедление будет обусловлено внутренними потерями мотора и теплоотдачей сжимаемого воздуха.

Бензиновые двигатели создают тормозной момент в первую очередь за счет насосных потерь. При закрытой дроссельной заслонке мотор теряет много-много энергии в попытке перекачивать воздух своими поршнями, создавая разрежение во впускном коллекторе. А вот потери на сжатие-расширение воздуха тут как раз минимальны. Величина тормозного момента зависит в основном от оборотов двигателя и степени разрежения, которая регулируется дроссельной заслонкой.

Принудительный холостой ход

Давно прошли те времена, когда на холостом ходу у мотора “закидывало” свечи из-за подачи слишком разреженной смеси и втягивания масла в камеры сгорания. Сейчас расход масла больше 300-400 граммов на 1 000 км является поводом для капитального ремонта, а топливо при торможении двигателем не подается вообще, вплоть до самых малых оборотов. Сплошная польза и экономия.

Когда же нужна тяга, система управления двигателем моментально подаст топливо, без всяких провалов тяги. И совершенно ничего страшного с мотором, на первый взгляд, не происходит. Производители двигателей позаботились о том, чтобы этот режим работы двигателя не вызывал каких-то явных проблем.

РЕЖИМ ТОРМОЖЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ С ПРЕКРАЩЕНИЕМ ПОДАЧИ ТОПЛИВА ПОЛУЧИЛ НАЗВАНИЕ «ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ ХОЛОСТОЙ ХОД». ИМЕННО ЭТОТ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПРИ ТОРМОЖЕНИИ ДВИГАТЕЛЕМ НА ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ МАШИНАХ.

Но все же скептики, которые говорят о травматичности такого режима, тоже правы. И вот почему.

Чем именно вредно торможение двигателем

Начнем с простой и незаметной проблемы. Поршневая группа современных моторов скомпонована несимметрично. С целью снижения боковой нагрузки на поршень в ВМТ поршневой палец смещен относительно оси цилиндра, да и ось коленчатого вала не совпадает с осью цилиндров. При торможении двигателем вся эта асимметрия оборачивается против мотора.

Боковые нагрузки на поршень увеличиваются, и при том же модуле момента они будут даже выше, чем при рабочем ходе. Асимметрия подшипников скольжения коленчатого вала, шатунных головок и поршневого пальца тоже рассчитана на рабочий ход, а не торможение двигателем.

А ВСЕ ВМЕСТЕ ЭТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ТОРМОЗИТЬ МОТОРОМ НУЖНО АККУРАТНО, НЕ СОЗДАВАЯ СЛИШКОМ БОЛЬШОЙ ТОРМОЗНОЙ МОМЕНТ. МЕХАНИКА ПОПРОСТУ ПЛОХО ПЕРЕНОСИТ «ОБРАТНЫЕ» НАГРУЗКИ.

Повышенный износ клапанов двигателя, работающих без смазки бензином при длительных торможениях, сказывается несильно, тем более что температура клапанов в этот момент падает. Но на моторах, проходящих столь любимую мастерами «холодную обкатку», которая по сути не что иное как принудительный холостой ход, просто очень уж затянувшийся, седла клапанов изнашиваются на порядок интенсивнее, чем в реальной эксплуатации.

Как ни странно, и банальное разрежение во впускном коллекторе может вредить двигателю. В режиме торможения двигателем оно в полтора-два раза выше, чем при работе на холостом ходу. Соответственно, растут утечки через все уплотнения, увеличивается нагрузка на систему вентиляции картера. Разрежение внутри блока цилиндров при работающей без клапана системе вентиляции может привести к несанкционированному подсосу воздуха снаружи.

Особенно много хлопот доставляют изношенные сальники клапанов. При большом разрежении на впуске масло в жидком виде поступает прямо с распредвала во впускной коллектор. А не справляющийся с нагрузкой маслоотделитель добавляет еще сколько-то из картера. Масло тянет и через поршневую группу, прямо в цилиндры. При наличии турбины — еще и через нее.

Такая «пиковая» подача масла, особенно на уже изношенном моторе, приводит к появлению нагара на свечах, поломкам катализатора и закоксовыванию поршневых колец. Не говоря уже о выбросах в окружающую среду. И в довершение всего, перепады давления сказываются на ресурсе гибких элементов впуска — разнообразных трубок, клапанов и тому подобных элементов.

Попадание пыли и грязи из выпускного коллектора во впуск и непосредственно в цилиндры тоже на совести режима торможения двигателем. Особенно оно опасно, когда катализатор близко расположен к коллектору и активно крошится. А еще когда на выпуске присутствует много твердых частиц сажи, что характерно для режимов прогрева и нагрузочных режимов двигателей с непосредственным впрыском топлива.

В цилиндры вся пыль и грязь попадает из-за того, что у фаз газораспределения есть перекрытие. А значит, мотор хоть немного, но успевает втянуть воздуха из выпускного коллектора. При наличии клапана рециркуляции выхлопных газов (EGR) и его негерметичности, что бывает достаточно часто, пыль и грязь попадают непосредственно во впускной коллектор. Ну а любая грязь в цилиндрах — это повышенный износ и риск задиров, а также повреждения клапанов.

И последняя неприятность, которая грозит мотору в режиме принудительного холостого хода — это ударные нагрузки из-за резкого изменения частоты вращения коленчатого вала и перекрут. Иными словами, просто неаккуратное обращение со сцеплением и коробкой передач. Крутильные колебания в работающем двигателе всегда есть, но обычно они не опасны для самого мотора, а навесное оборудование защищено демпферными шкивами, муфтами свободного хода или другим образом.

НО ВСЕ МЕНЯЕТСЯ, ЕСЛИ ДВИГАТЕЛЕМ ТОРМОЗИТЬ. ПОДВОД МОМЕНТА СО СТОРОНЫ МАХОВИКА СОВСЕМ ИНАЧЕ НАГРУЖАЕТ КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ, В ТАКОМ РЕЖИМЕ ОН БОЛЕЕ УЯЗВИМ, К ТОМУ ЖЕ ОТБОР МОЩНОСТИ НА ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ГРМ ВСЕ РАВНО ИДЕТ НА ПЕРЕДНЕМ КОНЦЕ КОЛЕНВАЛА. НО КУДА НЕПРИЯТНЕЕ ДЛЯ МОТОРА ВОЗМОЖНЫЕ РЕЗКИЕ НАГРУЗКИ ОТ ТРАНСМИССИИ. А ВЕДЬ МОМЕНТЫ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ДВИГАТЕЛЬ, МОГУТ ОКАЗАТЬСЯ НА ПОРЯДОК ВЫШЕ, ЧЕМ КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ СОБСТВЕННО МОТОРА. ИМЕННО ТАК В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ И ЛОМАЮТ КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ, ПОВРЕЖДАЮТ ГРМ И ПЕРЕКРУЧИВАЮТ ЕГО НАМНОГО ВЫШЕ НОМИНАЛА.

От грубых ошибок в работе трансмиссией на режиме торможения нельзя подстраховаться. И даже АКП здесь, увы, не панацея — при поломках коробки ударные нагрузки не щадят и двигатель, хотя вряд ли они будут настолько велики, что поломают его сразу.

Ничего нельзя делать

Итак, мы поняли, что слухи о вреде торможения двигателем вполне обоснованны, в особенности если у вас машина с пробегом “за 150”. Что не отменяет полезности техники торможения двигателем во имя безопасности движения. Если отказываться от этой полезной привычки не хочется, но при этом есть желание немного продлить жизнь двигателю, то что же делать? Осмелюсь дать несколько советов:

1. НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТОРМОЖЕНИЕ ДВИГАТЕЛЕМ СЛИШКОМ ИНТЕНСИВНО.

Тормозите на максимально высокой передаче, старайтесь не переходить на низшие передачи при торможении без особой необходимости. В обычных городских условиях тормозите на четвертой-пятой передачах вплоть до снижения оборотов в зону холостого хода.

В горах не стоит выбирать заведомо более низкую передачу, чтобы и тормозило, и тянуло, и чтобы не переключаться лишний раз. И даже на скользких покрытиях на машинах с АБС при скоростях движения менее 30 километров в час можно смело закончить торможение на нейтрали.

2. НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ДЛИТЕЛЬНЫЕ ТОРМОЖЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ В ГОРОДСКОМ ЦИКЛЕ.

Лучше выбирайте скорость, при которой у вас будет минимум торможений вообще. Торможение двигателем — не панацея от ошибок в выборе скорости движения, и в плане расхода топлива далеко не бесплатно. Более 70% избыточной кинетической энергии машины будет растрачено зря.

И тем более вредно движение на низших передачах в городе с контролем скорости только педалью газа, без использования тормозов. Это годится разве что при плохом состоянии штатной тормозной системы или неработоспособности сцепления или коробки передач.

Послесловие

В статье автор предпочитал использовать термин «разряжение» как устоявшийся для описания процессов в ДВС в технической литературе. Однако при редактуре и корректуре мы решили отдать должное формальным правилам русского языка и заменили «я» на «е», тем более что суть явления здесь та же самая, а здесь оговориться, чтобы не задеть чувства тех, кто также считает авторское написание верным.

Источник

Игорь созерцатель

  • Активность: 83k
  • Пол: Мужчина

Игорь созерцатель

Источник: https://koleso.temaretik.com/1434004858642631657/govoryat-chto-tormozhenie-dvigatelem-snizhaet-ego-resurs-tak-li-eto/